Занимаясь организацией и продвижением собственного бизнеса, мы постоянно сотрудничаем с различными фирмами и предпринимателями. Самые надежные из них становятся нашими деловыми партнерами. Долгосрочное сотрудничество в деловой сфере подразумевает и необходимость преподносить подарки партнерам не только по случаю окончания многообещающих переговоров или заключения удачной сделки, но и к праздникам, а зачастую, и к личным торжественным событиям.
Деловым партнерам не принято дарить очень дорогие подарки, следует учитывать статус одаряемого и его уровень в бизнес-иерархии. Неуместными в сфере делового общения являются слишком личные подарки, в том числе предметы одежды и парфюмерия (при выборе которых нужно учитывать вкусовые предпочтения человека), подарки, связанные с религиозными воззрениями вашими или партнера (тем более что они могут быть различными), денежные презенты, которые могут быть расценены как взятка. Бизнес-леди, кроме того, не нужно дарить косметику, а так же предметы кухонной утвари или домашнего хозяйства.
Не принято дарить на профессиональные праздники предприятиям-партнерам индивидуальные подарки для руководителя, это может обидеть коллектив. Предпочтительнее сделать общий подарок, которым вы окажете знак внимания всем работникам.
Кроме того, выбирая подарок для иностранного партнера, следует учитывать традиции и особенности делового этикета данной страны. Например, рискованно вручать подарки до окончания переговоров в Китае, такая спешка может быть расценена как взятка. В Японии обмен подарками – это целая церемония, и то, на сколько вы о ней осведомлены, покажет японцу уровень вашей культуры. В этой стране не рекомендуется дарить подарки при первой встрече-знакомстве, но если подарки все же запланированы, они должны вручаться в конце визита и не носить рекламный характер вашей фирмы. В Европе вообще не приняты одаривания в бизнесе, а мало-мальски дорогой подарок может быть расценен как инструмент давления на партнера, и доверие к вам начнет ослабевать.
Выбирая презент для партнера, необходимо быть предельно тактичным и внимательным, ведь от этого могут зависеть не только ваши межличностные отношения, но и, возможно, дальнейшее сотрудничество. |